Сколиоз

Сколиоз (греч. σκολιός — «кривой», лат. scoliōsis) — боковое  искривление позвоночника у человека. Искривление может быть врождённым или приобретённым. Факторы появления сколиоза до конца не изучены, среди главных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неверно устоявшиеся привычки, плохая осанка, небольшая естественная ассиметрия ног, таза) приводит к появлению и развитию искривления позвоночника.

В зависимости от степени искривления выделяют следующие степени сколиоза:

- первая - небольшое искривление позвоночника, которое еще можно вправить сравнительно легко. Лечится консервативно сразу же после выявления: назначаются массаж, лечебная физкультура и плавание. Угол сколиоза 1° - 10°

- вторая - заметное искривление, исправить которое  можно только с помощью вытяжения. Как правило, помогает и консервативное лечение, однако возможно и хирургическое вмешательство. Угол сколиоза 11° - 25°

- третья - стойкое и существенное искривление позвоночника, которое сопровождается деформацией ребер и нарушениями дыхания. Для лечения сколиоза этой степени показаны хирургические методы, ношение корригирующих корсетов, санаторно-курортное лечение. Угол сколиоза 26° - 50°

По форме искривления, сколиоз бывает

- C-образный сколиоз. Самая простая разновидность сколиоза. Характеризуется наличием одной дуги искривления. C-образный сколиоз является наиболее распространенным.

- S-образный сколиоз. Такая форма сколиоза характеризуется наличием двух дуг искривления, в результате чего позвоночник принимает S-образную форму. Одна дуга является основной, сколиотической. Вторая дуга – компенсаторная. Она возникает в вышележащем отделе позвоночника для того, чтобы выровнять положение тела в пространстве.

- Z-образный сколиоз. Если позвоночник образует сразу 3 изгиба, такой сколиоз называют Z-образным. Третья дуга выражена слабее, чем две других. Это наиболее редкая и тяжелая форма патологии.

Необходимо обратить внимание на следующие основные симптомы сколиоза:

- одна из лопаток пошла немного выпирает (выпирает угол лопатки);

- различное расстояние от прижатой к боку руки до талии;

- одно плечо чуть выше другого;

- при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника;

- сутулость;

- деформация грудной клетки.

Лечение сколиоза

При отсутствии лечения сколиоз прогрессирует, усугубляется (сколиоз 1 степени переходит в сколиоз 2 степени и далее - в сколиоз 3 – 4 степени) и сохраняется на всю жизнь.

Практика показывает, что сколиоз у детей (1 и 2 степени) вполне успешно лечится - именно поэтому лечение необходимо начинать уже в детском возрасте.

Лечение зависит от многих факторов, таких как возраст больного, условия жизни, питание. В расчет берется степень заболевания и наличие различных сопутствующих болезней. Важно, чтобы в период лечения больной получал курс витаминов вкупе с полноценным питанием, частыми и продолжительными прогулками на свежем воздухе, занятиями спортом.

Первым делом устраняют неблагоприятные факторы, влияющие на осанку - высота стула и стола должны соответствовать росту ребёнка, рекомендуют кровать с жёсткой поверхностью.

При консервативном лечении:

-  как правило, проводятся мероприятия направленные на разгрузку позвоночника и исправление искривления (щадящий режим дня, корсетотерапия, ортопедические укладки). Корригирующие корсеты устраняют деформацию позвоночника в двух плоскостях – переднезадней и боковой. А также раскручивают позвоночник, благодаря фиксации опорных площадок корсета на теле больного.

- развитие мышц спины и туловища (специальная корригирующая лечебная физкультура).  Лечебная физкультура предупреждает прогрессирование болезни и улучшает её течение. Упражнения подбираются индивидуально, учитываются причины возникновения заболевания и степень сколиоза. Благоприятно на здоровье больных сколиозом сказывается плавание и ходьба на лыжах.

-  общеукрепляющие и тонизирующие процедуры (электростимуляция мышц спины, массаж, курсы витаминотерапии, физиотерапия). Лечебный массаж рекомендуется проводить на всех стадиях развития сколиоза. Благодаря массажу уходит боль, нормализуется крово - и лимфообращение, укрепляются мышцы. Одним из эффективных факторов улучшения двигательной функции является электростимуляция мышц. Преимущество ее как пассивного метода тренировки и укрепления мышц состоит в том, что она позволяет проводить стимуляцию наиболее важных мышц или мышечных групп, вызывая значительно большее напряжение мышечного аппарата помимо воли больного, чем при произвольном усилии, помогая укреплению мышц, созданию мышечного корсета, что в свою очередь способствует прекращению прогрессированию патологического процесса.