Пяточная шпора

Плантарный фасциит ((пяточная шпора)— заболевание, основным симптомом которого является боль в пятке, возникающая или усиливающаяся при нагрузке. В большинстве случаев болевой синдром обусловлен воспалительно-дегенеративными изменениями плантарной (подошвенной) фасции. Реже пяточная боль непосредственно связана с травматизацией окружающих мягких тканей костными разрастаниями.

Причины образования пяточных «шпор»:

•следствие инволютивных процессов человеческого организма и обнаруживается как анатомическая особенность у лиц среднего пожилого возраста (в 40-45 лет «шпоры» проявляют себя клинически примерно у 25% людей, а в 70 лет и старше – у 85%);
•острая и хроническая травма (надкостницы пяточного бугра);
•ревматизм;
•инфекция (грипп, ангина, подагра, гонорейная инфекция и др.);
•сосудистые расстройства;
•нейродистрофические расстройства (в том числе и при вертеброгенной патологии);
•предрасположенность к развитию пяточных «шпор» имеют люди с избыточным весом и заболеваниями крупных суставов нижних конечностей, а также спортсмены при длительных местных перегрузках данной области;
•существует оправданное мнение, что в развитии пяточной шпоры первичным является подошвенный фасцит - воспаление подошвенной фасции; подошвенная фасция – это широкая полоса волокнистой ткани, располагающаяся вдоль подошвы ноги от пятки до передней части стопы).

Симптомы пяточной «шпоры»:

Первый симптом – это пронизывающая, острая боль при ходьбе, в частности – при переносе веса на пятку. Когда сам человек пытается описать свои ощущения, это звучит примерно как «впечатление, что у меня в пятке торчит гвоздь». Объясняется такая боль достаточно просто: костное образование, вне зависимости от его величины или формы, оказывает давление на мягкие ткани, вызывая сильные болевые ощущения.

Вторым симптомом, который должен насторожить, возможно, не столько самого больного, сколько его близкое окружение (поскольку со стороны виднее) – это изменения походки. Почувствовав легкий дискомфорт, человек пытается избавить пятку от нагрузки, непроизвольно перенося центр тяжести. Длительный период такой ходьбы приводит к развитию поперечного плоскостопия.

Лечение пяточной «шпоры»:

При диагнозе пяточная шпора методы лечения будут зависеть от степени выраженности заболевания и от причин его возникновения. Как правило, лечение пяточной шпоры направлено на ликвидацию болезненности и воспалительного процесса.

1. Физиотерапия. Лечение шпоры на пятке также включает в себя использование различных физиотерапевтических процедур, таких как: электрофарез, магнитотерапия, лазерная терапия, ударно-волновая терапия и др.

2. Лечебный массаж.

3. Лечебная гимнастика. Включает комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение кровоснабжения.

4. Использовать специальные ортопедические стельки и подпяточники. Стоят такие приспособления немало, зато позволяют распределить нагрузку на всю поверхностью стопы, во многом облегчая боль.

При неэффективности консервативного лечения, проводятся лекарственные блокады. Данные лекарственные препараты обладают выраженным местным противовоспалительным действием, что приводит к быстрому стиханию местного воспалительного процесса и купированию болевого синдрома.

В редких случаях, когда вышеперечисленные способы борьбы не дают положительных результатов, лечащий врач может предложить прибегнуть к хирургическому вмешательству. Операция – это крайняя мера в лечении пяточных шпор, и к ней прибегают только лишь в том случае, когда уже все остальные методы лечения оказались бессильны. Кроме того, хирургическое вмешательство также не является лечением заболевания, оно лишь помогает устранить некоторые симптомы.

Для предотвращения появления пяточной шпоры нужно принимать профилактические меры:

- предупреждение развития плоскостопия и его прогрессирования;

- своевременное лечение заболеваний позвоночного сустава;

- снижение веса;

- ношение удобной обуви;

- профилактический массаж и гимнастика для ног;

- предупреждение развития инфекционных заболеваний.