Плоскостопие

Плоскостопиеизменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Как известно, в нормальном, естественном состоянии стопа человека имеет два свода – продольный (по внутреннему краю) и поперечный (между пальцами в районе их оснований). Эти своды выполняют очень важную функцию – поддерживают равновесие при ходьбе и предохраняют кости скелета от чрезмерных нагрузок. При отсутствии патологий стопы успешно справляются с этой задачей, действуя совместно с крепкими связками и мышцами. Плоскостопие у детей и взрослых проявляется в том случае, когда мышечно-связочный аппарат ослабевает. При этом стопа оседает, становится плоской (именно поэтому болезнь получила свое название), теряет возможность выполнять рессорную (амортизирующую) функцию. В зависимости от того, какой свод подвергается патологическим изменениям, выделяют:

- поперечное плоскостопие – распластанность переднего отдела стопы;

- продольное плоскостопие – уплощение продольного свода;

- комбинированную форму – изменениям подвергаются оба свода.

При плоскостопии от тряски при ходьбе и прочих нагрузок организм будут защищать позвоночник и суставы, однако, они плохо справляются с этой задачей, поскольку изначально предназначены вовсе для другого. Как результат, плоскостопие, симптомы которого могут возникнуть в любом возрасте, приводит к быстрому выводу суставов из строя. Именно в этом и заключается главная опасность данного заболевания, ведь больной страдает не только от быстрого утомления, но и постоянных, достаточно сильных болей при ходьбе, патологических нарушений осанки, артроза и других серьезных нарушений.

Виды плоскостопия

Типология плоскостопия основана на причинах, приводящих к развитию заболевания. Исследователи выделяют:

- врожденное плоскостопие у детей – встречается редко, является следствием пороков, появившихся в период формирования и развития плода;

- приобретенное плоскостопие – может возникнуть в любом возрасте, подразделяется на травматическое, рахитическое, статическое и паралитическое;

- рахитическое плоскостопие – лечение этого вида болезни требуется после перенесенного рахита, который нарушает естественное формирование костей стопы;- травматическое – данная форма проявляется после травм, переломов костей стопы, повреждения мягких тканей;

- статическая форма – ее появление связано с избыточным весом, чересчур сильными нагрузками на стопу, например, во время занятий спортом, а также некоторыми другими факторами;

- паралитическое плоскостопие – возникает после паралича мышц стопы, характерного для полиомиелита и ряда других ортопедических заболеваний.

При плоскостопии:

- быстро возникает чувство утомления при ходьбе;- обувь стаптывается и с внешней, и с внутренней стороны;

- появляются судороги и отечность ног;

- приходится покупать обувь на один, а то и на два размера больше (это связано с тем, что стопа увеличивается по ширине).

Последствия плоскостопия: а) боли в позвоночнике и суставах нижних конечностей; б) заболевания стопы; в) боли в нижнем отделе спины.

Степени плоскостопия

I степень плоскостопия – симптомы выражены сильн

II степень – стопа распластывается, своды практически исчезают, что приводит к значительным трудностям при ходьбеее, при надавливании на стопу появляются легкие боли. К вечеру нога человека нередко опухает, но вновь возвращает свою нормальную форму после отдыха.

III степень – в данном случае плоскостопие у детей и взрослых приводит к четко выраженным деформациям стопы, сильным болям при ходьбе, снижению трудоспособности и падению качества жизни. Передвигаться в обычной обуви человек уже не в состоянии.. Боли охватывают всю ногу, характеризуются высокой интенсивностью и длительностью.

Лечение плоскостопия

Основу лечения составляет специальная гимнастика, которую проводят в домашних условиях ежедневно. Рекомендуются также ежедневные теплые ванны (температура воды 35-36 С) до колен, массаж стопы, магнитолазер. В ряде случаев применяют специальные стельки -супинаторы, которые приподнимают предельный свод стопы. Полезна ходьба босиком по неровной поверхности и песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры. Прогноз во многом зависит от стадии развития, запущенные случай могут потребовать длительного лечения, ношения специальной ортопедической обуви и даже оперативного вмешательства.