главная / наши услуги / ЧТО МЫ ЛЕЧИМ / Невралгия тройничного нерва

Невралгия тройничного нерва

Невралгия тройничного нерва (тригеминальная невралгияболезнь Фозергиля) — хроническое заболевание, проявляющееся приступами интенсивной, стреляющей боли в зонах иннервации тройничного нерва.

Причины развития тригеминальной невралгии самые различные: сдавливание нерва в области его выхода из полости черепа через костный канал при аномальном расположении сосудов головного мозга; аневризма сосуда в полости черепа; переохлаждение лица; хронические инфекционные заболевания в лицевой области (хронические синуситы, кариес зубов); опухоли головного мозга.

Симптомы

Невралгия тройничного нерва характеризуется кратковременными (от нескольких секунд до 2 минут) приступами интенсивных, простреливающих болей. Они ограничены зоной иннервации обычно второй и/или третьей ветвей тройничного нерва (в 5 % случаев — в области первой ветви). Боль чаще односторонняя и никогда не переходит на другую сторону. Во время приступа больные «замирают», боясь шелохнуться и усилить боль, реже — растирают щёку. Часто боль вызывает спазм мышц лица поражённой стороны — болевой тик (франц. tic douloureux). В межприступный период боль отсутствует.

Приступы возникают спонтанно или при разговоре, жевании, умывании, бритье. Триггерные (запускающие приступ) зоны обычно расположены в области носогубного треугольника.

Пациент может жаловаться на боль в районе ушей, глаз, губ, носа, кожи головы, лба, щек, в зубах, и/или челюстях, а некоторые пациенты испытывают боль в левом указательном пальце. Локализация боли как правило обусловлена индивидуальными особенностями расположения тройничного нерва.

Лечение невралгии тройничного нерва

Основой лечения невралгии тройничного нерва является медикаментозное лечение, а именно препарат карбамазепин (тегретол, финлепсин), доза которого подбирается индивидуально для каждого пациента. Снижая амплитуду потенциалов в чувствительных ядрах спинного и промежуточного мозга, он нарушает восприятие внешних раздражителей (в т.ч. и болевых). В большинстве случаев через 1-2 суток после приема препарата пациенты ощущают его обезболивающее действие, длительность которого составляет, как правило, от 3-х до 4-х часов. При назначении карбамазепина следует помнить о противопоказаниях к его применению (глаукома, эпилептические припадки, патология костного мозга). В случае неэффективности (либо малой эффективности) карбамазепина назначают другой противосудорожный препарат — дифенин, который также имеет ряд противопоказаний (заболевания почек, печени, сердечная недостаточность). Доза карбамазепина, которая позволяет пациенты безболезненно принимать пищу, разговаривать, должна оставаться без изменений в течение одного месяца, после чего ее необходимо постепенно снижать. Терапия карбамазепином продолжается на протяжении нескольких месяцев/лет и прекращается только в случае полного отсутствия приступов в течение 6 месяцев. Усиливать лечебное действие карбамазепина способны антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен), спазмолитики, а также корректоры микроциркуляции (никотиновая кислота, трентал). Применяют и физиотерапевтические методы лечения невралгии тройничного нерва: гальванизация с амидопирином или новокаином, ультрафонофорез с гидрокортизоном и диадинамические токи.

Кроме лекарственных препаратов больным назначаются: физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ультразвук, электрофорез новокаина, диадинамические токи); рефлексотерапияэлектростимуляция пораженных окончаний тройничного нерва.

Если все вышеописанные мероприятия не приводят к ожидаемому результату, врачи принимают решение о хирургическом вмешательстве.

Прогноз лечения зависит от причины заболевания. Невралгия тройничного нерва, симптомы которой были вызваны травмами, хорошо поддается лечению и не имеет рецидивов. Особенно справедливо это в отношении молодых людей. Гораздо хуже прогноз при заболевании, спровоцированном нарушениями обменных процессов, поскольку такая невралгия тройничного нерва плохо поддается лечению.