главная / полезные статьи / ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДА УДАРНО-ВОЛНОВОЙ ТЕРАПИИ (УВТ)

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДА УДАРНО-ВОЛНОВОЙ ТЕРАПИИ (УВТ)

Впервые сфокусированные ударные волны получили широкое применение в 1983 году в ФРГ для дистанционного разрушения камней почек. С этого же года в СССР проводились работы по созданию отечественного литотриптера (Московский радиотехнический институт АН СССР, 7 Центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь МО РФ, НИИ урологии МЗ РФ и с 1992 г. АОЗТ НПМЦ «Румелит»).

В ходе медико-биологических и клинических исследований ударно-волнового эффекта впервые в РФ были установлены параметры ударных волн, которые обладают не только разрушающим (разрушение мочевых и желчных камней), но и стимулирующим действием. Патент РФ № 2076641-1997 г. (приоритет изобретения по заявке № 92013683 от 16.12.1992 г.) «Способ стимуляции метаболических процессов в тканях» (Гарилевич Б.А., Захаров В.Н., Кудрявцев Ю.В., Кирпатовский В.И.).

Проведенные исследования показали, что акустические ударные волны, в зависимости от их физических характеристик, оказывают разрушающее, подавляющее и стимулирующее воздействие на биологические ткани с соответствующим проявлением и исходом (см. рисунок 1).

Физика. Акустический ударно-волновой импульс состоит из одного импульса давления с крутым фронтом нарастания и постепенным спадом (положительная фаза) и небольшой долей отрицательной фазы (рис. 2). Этот импульс отличается от ультразвуковой волны, которая характеризуется синусообразной кривой изменения давления со следующими друг за другом периодами повышения и спада давления с одинаковой амплитудой положительной и отрицательной фазы (см. рис. 2).

Генератор ударных волн представляет собой основной элемент, обеспечивающий создание ударной волны. Ударная волна образуется при электрическом высоковольтном разряде между остриями электродов в воде. Кроме того, в настоящее время появились электромагнитные и пьезоэлектрические варианты инициации ударно-волнового импульса.

Ударные волны считаются эффективными, если их давление достигает 5 мРа (50 Бар) или больше. Такая зона называется 5 мРа фокусом. Диаметр 5 мРа зоны, определяет ту энергию, которую способен выделить или воспроизвести источник ударной волны.

Что касается другой системы генерации радиальных волн с использованием сжатого воздуха (пневматический генератор) то, с точки зрения терминологии принятой в физике, их не следует относить к акустическим ударным волнам. Тем более что параметры таких волн существенно отличаются от классической  ударной волны (см. рис. 3).

На данном рисунке в верхней его части представлена истинная ударная волна с электромагнитной системой генерации и характерным ударно-волновым импульсом.

В нижней части рисунка представлен пневматический способ генерации радиальной механической «ударной волны», который  существенно отличается от первого как по способу генерации механической ударной волны, так и по характеристике импульса. Этот способ применяется  только в ортопедической практике.

Инновационность аппаратов АУВТ «Румелит» заключается в том, что в них формируется широкий, слегка сходящийся, пучок ударных волн, параметры которых подобраны таким образом, чтобы достигнуть максимального стимулирующего воздействия на метаболизм клеток тканей. При этом давление во фронте ударной волны существенно меньше, чем подобных аппаратах,  как отечественного производства, так и зарубежных.

В аналогичных аппаратах  зарубежного производства применяется сфокусированная ударная волна,  и они относятся скорее к стимулирующе-разрушающему классу аппаратов, применяемых исключительно в ортопедии. Параметры ударных волн, формируемые в аппаратах АУВТ «Румелит», позволяют существенно расширить спектр заболеваний, при которых возможно применение данного метода,  при одновременном увеличении безопасности проведения процедур.

Аппарат «АУВТ Румелит» предназначен для лечения больных с хроническими заболеваниями урологического профиля (заболеваний предстательной железы, почек, мочевого пузыря и т.д.). Кроме того, аппарат может быть использован для лечения заболеваний в ортопедии и травматологии (пяточная «шпора», эпиконделиты, артриты, артрозы, переломы костей и т.д.), а также в косметологии при лечении целлюлита и жировых отложений.

Принцип действия аппарата АУВТ «Румелит» основан на получении терапевтического эффекта от воздействия расфокусированных акустических ударных волн на ткани пациента за счет стимуляции метаболических и репаративных процессов в тканях.

Процесс создания ударно-волнового пучка следующий.

Блок аппаратный вырабатывает короткие электрические импульсы за счет разряда импульсного накопительного конденсатора через управляемый коммутатор. Эти импульсы через высоковольтный кабель подаются на индуктор терапевтической головки, который в свою очередь, вырабатывает ударно-волновой пучок в водной среде. Силиконовая подушка прижимается к зоне интереса на теле пациента. Для предотвращения затухания ударной волны на границе подушка-тело пациента применяется УЗИ гель.