главная / полезные статьи / Локоть теннисиста

Локоть теннисиста

«Локоть теннисиста» — заболевание, не являющееся только прерогативой людей, играющих в теннис. Оно прежде всего связано со спортивной и профессиональной травмой. В механизме заболевания обязательно при­сутствует длительное получение микротравм сухожилий разгибателей кис­ти пальцев или же мощное длительное воздействие на организм производ­ственных вредоносных факторов, таких как фенолы, ртуть, кислотные пары, ионизирующее излучение и др.

«Локоть теннисиста» встречается преимущественно у людей, производящих часто повторяющиеся стереотипные движения в локте. Этим заболеванием страдают пианисты и каменщики, маляры и плотники, кузнецы и массажисты, борцы армрестлинга и игроки в гольф, и, конечно, теннисисты. «Локоть теннисиста» может быть спровоцирован самыми различными сопутствующими заболеваниями, влияющими прежде всего на обмен соединительной ткани в организме. Например, кариес, тонзиллит или холецистит провоцируют ухудшение питания коллагеновых волокон, из которых состо­ят сухожилия.

Во всех случаях лечение проводят по общей схеме: сначала снижение боли и уменьшение воспалительной реакции, а затем реабилитация - адаптация к бытовым и производственным нагрузкам и, естественно, к игре в теннис. У теннисистов выбор новой ракетки или изменение техники может сыграть самую важную роль и в снижении остроты проблемы, и в её профилактике.

Анатомия заболевания

Считается, что в основе этого заболевания лежат дегенеративные изменения сухожилий локтя в месте прикрепления их к кости, сопровождающиеся активным воспалением соседних тканей. Чаще всего поражаются сухожилия разгибателей кисти и пальцев; в подавляющем большинстве случаев стражей мышцей является короткий лучевой разгибатель запястья, который с одной стороны прикрепляется к наружному мыщелку плечевой кости, а с другой - к тыльной поверхности основания 3-й пястной кости. Этот вариант болезненного локтя носит латинское название «эпикондилит» — это и есть «локоть теннисиста». Не так часто встречается поражение сухожилий мышц в месте прикрепления к внутреннему мыщелку плечевой кости (эпитрохлеит), и еще реже - поражение сухожилия трехглавой мышцы, которая прикрепляется к локтевому отростку локтевой кости - олекранону (олекраналгия).

У теннисистов, страдающих эпикондилитом, болевые ощущения появляются чаще всего при бекхэнде (ударе, сопровождающемся большим напряжением сухожилий-разгибателей), а эпитрохлеит проявляется при подаче и при попытке сделать топспин.

Одной из основных причин, влияющих на возникновение «локтя теннисиста», является маленький размер рукоятки ракетки. Неважно, играет ли теннисист ракеткой с большой головкой или с маленькой, применяет синтетические струны или натуральные жилы, - важнейшим фактором остается размер рукоятки.

Дифференциальный диагноз

Теннисисты обычно жалуются на боль в латеральной зоне локтя. Эта боль может сосредотачиваться только в данной зоне, может опоясывать локоть, может обвивать руку или распространяться в средний палец кисти. Боль обычно усиливается при сотрясении руки или при характерных разгибательных движениях. Врачи подчеркивают, что при болях, распространяю­щихся по руке, необходимо протестировать шейный отдел позвоночника, потому что причина болей может быть не в руке, а в защемлении нервных корешков в позвоночнике. Боль при этом может лишь распространиться на руку. Тогда мы имеем дело с другим заболеванием, чаще всего с остеохондрозом позвоночника.

Механизм развития болезни

Проблема «локтя теннисиста» чрезвычайно сложна. Она связана с очень широкой проблемой адаптации соединительной ткани к современным бытовым и производственным нагрузкам.

Перед спортивной медициной стоит очень трудная задача - помочь связкам и мышцам спортсмена выдержать все перегрузки, без которых не обходятся ни одни соревнования. Механизм развития болезни достаточно ясен. Вследствие значительного напряжения и вибрации при ударе ракеткой я мячу в самой начальной части сухожилий мышц-разгибателей и супинатор возникает воспаление и небольшой отек. Воспаление прикреплений мышц к кости и является причиной острой и хронической боли, мешающей полноценно производить удары.

Лечение и реабилитация

Рекомендации в лечении.

►При типичных болях в локте — снизить нагрузку.

►Перейти на двуручный бекхэнд.

►Снизить натяжение струн на три килограмма.

►Увеличить ручку ракетки, обеспечивая контроль вращения ракетки в руке.

►Применять контрастную терапию — массаж льдом со скользящим массажем, выполняемым собственной рукой.

►Проводить противовоспалительную терапию с помощью лекарственных препаратов, предложенных врачом.

►Обязательно проводить растяжение мышц-супинаторов и пронаторов.

►Выполнять так называемые трофические упражнения.

►Очень важно проводить правильное лечение в острой фазе: чем короче острая фаза, тем легче перейти к реабилитации. Большое значение придается аппликациям льда и массажу ледяным пакетом. В тяжелых случаях рекомендуется применять инъекции кортикостероидов в локализацию наибольшей болезненности.

Во время лечения можно применять физиотерапию, ультразвук, диадина-мофорез, электрическую стимуляцию. При реабилитации важное место занимает изменение техники удара по мячу, а также специальная тренировка в растяжке и силовые упражнения. С уменьшением боли продолжительность занятий по растяжке увеличивается.

Важнейшими пунктами профилактики являются:

►полноценная разминка;

►оптимальная техника удара;

►ежедневный массаж и самомассаж;

►сауна или парная баня;

►силовая тренировка;

►лечение очагов хронической инфекции;

►регулярное употребление витаминов.

Важнейшим элементом профилактики и лечения «локтя теннисиста» является хорошая разминка. Подготовка сухожилий к ударам должна стать неотъемлемым элементом тренировки. Растягивание сухожилий предплечья и плеча, предварительный массаж дают им возможность вработаться, адаптироваться к ударной вибрационной нагрузке. Пренебрежение разминкой и предварительным массажем является очень серьезным недостатком тренировки как любительской, так и профессиональной.

Переход на двуручный бекхэнд значительно снижает нагрузку на бьющую руку - мышцы-разгибатели кисти не перенапрягаются. Также уменьшается вибрационное влияние на сухожилия. В подавляющем большинстве случаев у любителей вопрос больного локтя решается. У профессионалов вследствие большого количества ударов на тренировках и соревнованиях выздоровление может затягиваться. Массаж локтевого сустава (как предварительный (перед тренировкой и соревнованиями), так и профилактический (лечебный), должен являться важнейшей составной частью тренировочного процесса.

Предварительный массаж может проводиться как массажистом, так и самим игроком. Выполняются обычные приемы массажа — поглаживание, растирание, разминание. По времени процедура занимает от одной до четырех-пяти минут. Массаж, как правило, сопровождается втиранием разогревающих мазей-растирок: «Финалгон», «Дольпик», «Слонц», «Крамер». Если эти мази недоступны, имеет смысл втирать мазь, содержащую пчелиный яд, — «Апизартрон» или мазь со змеиным ядом — «Випросал». Втирание мазей вызывает гиперемию — приток крови, оптимизирует функциональное состояние связочных прикреплений. Сильные удары уже не вызывают болевых ощущений в растертом локте. Если же боль возникает и увеличивается с нарастанием числа ударов, следует начать лечение. Массаж после игры является восстановительным. Он приводит в норму соединительные ткани локтя, удаляет продукты обмена, нормализует кровообращение в местах прикрепления мышц. При этом виде массажа следует втирать лечебные мази — «Долгит», «Хондроксид», «Цель-Т», «Траумель-С».

Сауна и парная баня являются мощными лечебными процедурами при самых различных заболеваниях сухожилий и их прикреплений. Воздействие высокой температуры помогает образованию новых капилляров, которые усиливают обменные процессы в больном локте. Следует обратить внимание, что при этом ни в коем случае нельзя проводить закаливающие процедуры — охлаждать локоть холодной водой в бассейне, под душем или в снегу. Спазм различных сосудов при таком «закаливании» может очень долго сохраняться и препятствовать выздоровлению.

Любой теннисист, особенно профессионал, должен работать над улучшением силовых качеств различных групп мышц. Разумная тренажерная тренировка, упражнения с гантелями и со штангой ведут к укреплению сухожилий и препятствуют переутомлению при игре в теннис. Запас силы дает возможность не играть все время на пределе, а это очень важно в профилактике заболевания.

Чрезвычайно важным моментом является лечение очагов хронической Кариозные зубы, не вылеченные небные миндалины, гайморит, бронхит, простатит, уретрит, холецистит губительно воздействуют на иммунную систему и заставляют ее вырабатывать специфические имму­ноглобулины, повреждающие собственные хрящи и сухожилия. К сожалению, так устроен наш организм - иммунная система бьет по своим тканям. Чтобы устранить эти явления и наслаждаться игрой в теннис, необходимо устранять хроническую инфекцию в организме.

Витамины необходимы для регуляции практически всех жизненных процессов на клеточном и тканевом уровнях. Оптимальную работу связок обеспечивают витамины С, В1,В6, В12. Насыщенность этими витаминами позволяет клеткам функционировать в комфортных условиях. Клетки волокон коллагена, из которых состоят связки, нуждаются в витаминах, помогаю­щих противостоять изнашиванию во время многих тысяч ударов по мячу. Для полной витаминизации лучше принимать поливитаминные комплексы: «Центрум», «Витрум», «Юникап».

Шведская гимнастика для лечения

Возьмите круглую палочку длиной 30-40 см и к середине её крепко привяжите гирю на верёвочке. Вес гири — 1-2 кг. Длина верёвки — 40-50 см.

Упражнение 1. Взяв палку так, чтобы большие пальцы были снизу, по­очерёдно движением то правой, то левой кисти от себя подмотайте гирю к палке. Движением в обратную сторону размотайте шнур и опустите гирю.

Упражнение 2. Перемените хват за палку. Пусть теперь большие пальцы будут расположены сверху, а четыре остальных — снизу. Движениями кисти от себя подтяните гирю. Движением кистей на себя опустите ее.

Упражнение 3. Опустите правую руку. В кулаке у вас зажата та же палочка с гирей на размотанной верёвочке. Гиря — на стороне мизинца, ногти пальцев «смотрят» вперёд. 1—2 — сгибая кисть и поворачивая кулак ногтями назад, поднимайте гирю; 3-4 — опускайте, возвращая кисть в исходное положение. Упражнения эти можно делать 1-3 раза в день и дополнительно после игры (если появились боли)

Первоначальный вес гири может быть 0,5 кг. Число повторений и второго упражнений в начале тренировки — по 1 разу, третьего — 5 раз. По мере натренированности, вес гири можно увеличить до 2 кг, а числ0 повторений (прибавляя по одному) довести в первом и втором упражнениях до 4-5, в третьем — до 20 раз.

Между упражнениями расслабляйте мышцы, для чего делайте встряхивания кистями, то поднимая руки вверх, то опуская. После упражнений сделайте лёгкий самомассаж предплечья, локтя и плеча (от пальцев к плечу вверх). Полезна и тепловая ванночка для предплечья. Сокращение и расслабление мышц кисти и предплечья во время этой гимнастики как бы массируют кровеносные и лимфатические сосуды в мышцах, повышают обмен веществ и снимают боли.