главная / полезные статьи / К какому врачу обратиться при головокружении?

К какому врачу обратиться при головокружении?

Типичные жалобы и причины головокружений

Во-первых, нужно разобраться с тем, что подразумевается под головокружением, потому что часто пациенты применяют термин «головокружение» для описания других ощущений, например ощущения приближающейся потери сознания или обморока, ощущения общей слабости, ощущения «замирания» или «перебоев» в работе сердца.

Такие состояния могут быть вызваны низким артериальным давлением, низким уровнем глюкозы в крови. Необходимо сесть или лечь, выпить горячего сладкого чая, что-нибудь съесть. В такой ситуации следует пройти консультацию врача-терапевта: необходимо исключить нарушения ритма, заболевания обмена веществ. Для дальнейшего обследования может потребоваться привлечение «узких» специалистов – кардиолога и эндокринолога.

На самом деле головокружение – это ощущение больным вращения его самого или окружающих его предметов или чувство проваливания, падения, неустойчивости пола, уходящего из-под ног. Симптомы: иллюзия «вращения окружающей обстановки в определенную сторону» или «вращения внутри головы», трудности с удержанием равновесия («плывет земля под ногами»), желание наклониться, чтобы удержать равновесие, иногда - ощущение, что кто-то Вас толкнул. Часто описанные жалобы сопровождаются резким снижением слуха.

Такие симптомы чаще связаны с нарушениями работы вестибулярного аппарата, реже – центральной нервной системы. Эти проявления могут носить периодический нерегулярный характер: «стало лучше» и пациент откладывает визит к врачу, однако, впоследствии подобные симптомы могут возобновиться и с большей интенсивностью. Поэтому необходимо своевременно обратиться для консультации к врачу-неврологу, также может понадобиться и консультация врача-отоларинголога и офтальмолога.

Структура заболеваний, сопровождающихся головокружениями (по Hain T.C.)

1. Головокружения, связанные с приемом медикаментов.

2. Заболевания центральной нервной системы, связанные с поражением головного мозга, в том числе последствия инсульта, метастатические поражения, поражения мозжечка (например, аномалия Арнольда-Киари);

3. Заболевания внутреннего уха (около 50% от всех головокружений):

- доброкачественные пароксизмальные позиционные головокружения («безобидное», но субъективно крайне неприятное для пациента заболевание);

- болезнь Меньера (заболевание, часто возникающее у сорокалетних мужчин, и проявляющееся эпизодами головокружений и снижением слуха, прогрессирующих от эпизода к эпизоду);

- вестибулярный нейронит и лабиринтит (как последствия перенесенных инфекций, чаще вирусных);

- невринома слухового нерва.

В настоящее время считается, что примерно 50% всех головокружений обусловлено нарушениями внутреннего уха, около 5% - связаны с другими медицинскими и неврологическими диагнозами, примерно 15% могут быть связаны с психическими расстройствами, а остальная часть пациентов (около 25%) остается без диагноза. Вместе с тем, даже тем пациентам, которым трудно установить диагноз, зачастую можно помочь и улучшить качество жизни.

Ранее существовавшее представление о головокружении, как основном симптоме нарушения мозгового кровообращения (вертебрально-базиллярной системы) в настоящее время специалистами не поддерживается.

Чаще головокружения связаны с заболеваниями внутреннего уха, однако, установить это может только врач-невролог в сотрудничестве с другими специалистами.